Моторный отсек        11 января 2020        86         0

Как часто необходимо менять масло в двигателе


 
Дискуссии о сроках замены моторного масла имеют более чем полувековую историю. Солидный срок в этом случае не имеет никакого значения – каких-то опытно подтвержденных рекомендаций нет и по сей день. Чем же тогда мы руководствуемся? Автопроизводители склоняют нас к замене по пробегу, механики настаивают на моточасах, пытливые автолюбители ко всему прочему приобщили еще и капельный тест, а мудрые ученые советуют поглядывать на вязкость масла при рабочей температуре, мерить которую в народе предлагают на глаз. Так где же истинный ориентир?

История эволюции периодичности смены смазки в двигателе

как часто надо менять масло в двигателе

 


График замены моторного масла изначально привязывали к километражу. Так, первые серийные образцы с ДВС требовали новую смазку через каждые 1 000-1 500 км. После 30-х годов интервал увеличили более, чем в три раза – до 5 000 км. В 90-х уже многие европейские автомобили были готовы наезжать по 10 000-15 000 км на одном и том же маслосоставе. В 2000-х к ним подоспели и японские автопроизводители в лице Toyota, Nissan и Honda. Начиная с 2010 года у многих появились шокирующие предписания про 25 000-30 000 км.

Тенденция – налицо: чем дальше, тем больше интервалы. Интерес вызывает следующее. За последние 30-40 лет мощность, снимаемая с единицы объема, выросла в разы. Возросла и температура, которая прямым образом влияет на старение масла. Несмотря на прогресс в двигателестроении, особых изменений в качествах смазывающей жидкости за все это время замечено не было. Примечательно и то, что ездить мы стали медленнее, появились пробки, а работа на холостых оборотах по-особенному добивает маслоэмульсию.

Справедливо предположить, что на заре автомобилестроения ресурс масла был недооценен, да и технологичность конструкции двигателя оставляла желать лучшего. Однако рубеж, установленный в эру интенсивного внедрения микропроцессорных технологий, как нельзя, точен и оптимален с различных точек зрения. Примеров тому достаточно: те, кто менял смазку каждые 10 000 км в режиме движения 40% город, 60% трасса, лил только качественные ГСМ, без особых проблем наезжал те самые 500 000 км, а порой, даже и приумножал эту цифру.

график замены масла в двигателе25-30 тыс. км – это конечно же перебор. Достаточно посмотреть, что творится под клапанной крышкой такого мотора после первой же «тридцатки» на масле типа LongLife. При регулярной езде по городу там будет в буквальном смысле гуталин, а в картере – шлам, который необходимо еще постараться вымыть. В режиме 100% трасса этот двигатель наверняка отходит не более 100 000 км и, учитывая, что современному мотору капитальный ремонт не положен, потребует утилизации.

Сроки замены масла в двигателе: как лучше их оценивать

Доподлинно известно, что сервисная книга регламентирует интервалы смены смазки именно в километрах. В общем-то это удобно…для автопроизводителя: нет необходимости что-либо изобретать. Грамотному владельцу, как потребителю, эта методика представляется настолько размытой, насколько можно себе это представить. Примитивный пример: как километраж учитывает работу на «холостых»? Ответ – абсолютно никак.

Нельзя сказать, что в отношении городской езды производители автомобилей не внесли корректив. Нет, проблески в этом направлении имеются. Например, Toyota рекомендует сокращать интервал в два раза (с 10 000 км до 5 000 км), если львиная доля поездок приходится на город. Однако это не совсем то, что нужно и уж точно не то что может современная электроника.

 


А альтернатива подсчету интервала в км, необходимо сказать, была, и даже на серийном уровне. В эпоху отсутствия жидкокристаллических панелей приборов и сенсорных дисплеев мультимедиа систем, а это с десяток лет назад, компания Acura внедряла в свои автомобили процентный подсчет «жизни масла» или, в оригинале, Oil Life. По сути это примитивный счетчик моточасов. 10-15% как раз-таки выскакивали после 200-300 часов работы мотора.

Прелесть счетчика моточасов в том, что он ведет подсчет времени работы двигателя и в движении, и на холостых оборотах, в отличие от одометра. Итого 200-300 моточасов – это 5-7 тыс. км езды по городу или 10-15 тыс. км. – в загородном режиме. Показатель может быть и размытый, но для эксплуатационных нужд его вполне достаточно.

Три индикатора, указывающие на необходимость смены моторного масла

Итак, пробег, моточасы и время. Имеем три оценки периодичности обслуживания масляной системы, у каждого из которых свой срок.

когда надо менять масло на синтетику

По пробегу и средней скорости

  • 20-30 км – раз в 5-7 тыс. км.
  • более 60 км – раз в 8-10 тыс. км.

По часам

  • В режиме «город» — не более 200 моточасов.
  • В режиме «трасса» — не более 300 моточасов.

По годам

Наверняка каждый слышал о том, что масло необходимо менять раз в год вне зависимости от времени работы двигателя и пройденного пути. Это действительно так. Смазка – это, прежде всего продукт химического происхождения, который начинает окисляться с момента попадания в мотор и соприкосновения с тем самым несливаемым остатком. В последнем содержатся продукты сгорания и прочие агрессивные компоненты. При таком положении дел деградация масла при простое неизбежна.

 

Капельный тест: миф или реальность

Представляя себе последствия старения масла хотя бы на элементарном уровне и понимая, что каждый автомобиль абсолютно индивидуален, хотелось бы уточнить те самые пределы интервалов замены смазки. Ну а тем, кто еще не знает, чем чревата несвоевременная замена моторного масла, я рекомендую ознакомиться с предыдущей публикацией. В ней рассматривалась раскоксовка поршневых колец без разборки двигателя, а также актуальность этой технологии по отношению к современным турбомоторам.

В общем-то инструмент, пусть и не стандартизированный, все же есть – это капельный тест. Суть его проста до нельзя – капнуть каплю масла со щупа на лист обычной офисной бумаги и оценить пятно. Несмотря на предельную простоту, вокруг этой идеи развелось немалое количество теорий: кто ориентируется на размер пятна, кто – на структуру и цвет, а некоторые компании и вовсе изобрели даже электронные приборы, позволяющие оценивать состояние смазки по характеру ее растекаемости.

Между тем, просто и понятно теорию капельных проб изложил владелец ЖЖ bmwservice. Основные тезисы приведу ниже:

  • Актуальность имеют только первые два состояния из пяти (см. фото).

периодичность замены масла в двигателе

  • Чтобы достичь второго состояния, необходимо делать пробы масла каждые 500 км. По достижении максимального сходства зафиксированный пробег умножить на два, что будет соответствовать предельному километражу. Полученный интервал можно считать рекомендованным именно для вашего автомобиля и характерных для него условий эксплуатации.
  • Каждый раз, исследуя капельный след, оценивайте края получившегося пятна. Чем сильнее окислено масло, тем более неравномерной будет структура наружного контура (с характерными острыми краями). Для наглядности можно сравнить 1 и 3 состояниями: в первом случае наружная окружность гладкая, в третьем – хорошо видно рваный контур по периметру пятна.

Ориентироваться только на цвет пятна коллега не советует по одной причине – любое масло начинает мутнеть через 2 000-3 000 км. Коричневатый оттенок появляется, главным образом, от проникания продуктов сгорания в масло, а не от моющих свойств, как это преподносят нам маркетологи.

При замене смазки внимательно следите за системой аварийного давления – это одна из причин, по которой горит лампа давления масла на холостом ходу. Это не является неисправностью, поскольку через 10-15 секунд лампочка должна потухнуть и при очередных пусках не включаться.
 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *