Аккумуляторы        12 октября 2019        61         0

Какая марка автомобильного аккумулятора может быть лучшей для машины: идеология выбора АКБ


 
Не ведая ориентиров в вопросе выбора бортового источника питания, его покупку лучше отложить. Последние лет пять на российском рынке сменились приоритеты: цена батареи – отнюдь не знак качества и долговечности, а нагрузочная вилка – далеко не самый достоверный прибор. Я предлагаю ознакомиться с текущей обстановкой в сегменте аккумуляторов для автомобилей, и взять на вооружение проверенные способы их предпродажной диагностики.

Какой АКБ будет лучшим выбором для вашей машины

топ гибридных аккумуляторов для авто
Современная мода «впаривать» все энергоэффективное и экологически чистое настигла и данный сегмент рынка. Специалисты автомаркетов с высокой долей вероятности взамен штатного источника питания предложат вам если не EFB, то AGM-батарею, щеголяя ее высоким ресурсом и стойкостью к глубоким разрядам. Не люблю сетовать на компетенцию продавцов, но уровень технических знаний большинства из них оставляет желать лучшего. К примеру, в стареньком «жигуленке» технологичные АКБ проживут не дольше ретро-вариантов с крышками, которые, к сожалению, вытесняют с рынка.

Поскольку материал пишется с прицелом на широкую аудиторию, скажу несколько слов о классификации аккумуляторов. Я бы выделил три категории: гибриды, EFB и AGM.

Гибридные

Они же классические или, как принято говорить – традиционные. На просторах Интернета вы найдете целую топологию батарей традиционного типа, большинство которых уже исчезло из продажи. Остались только гибридные (Sb/Ca), сочетающие в себе достоинства кальциевых и сурьмянистых представителей.

 


Нельзя сказать, что это плохая тенденция. Многие помнят, как один глубокий разряд навсегда выводил из строя АКБ Ca/Ca, или как часто приходилось заливать дистиллированную воду в источники питания типа Sb/Sb. Аккумуляторы гибридного типа считаются малообслуживаемыми: по факту заливать дистиллят приходится не чаще раза в год. Еще к числу преимуществ следует отнести:

  • Возможность долить воду. С некоторых пор крышечки в верхней части корпуса перестали быть «нормой». Беда в том, что электролит выкипает в жаркую погоду и при зарядке. Если уровень жидкости не восстановить, то открытые участки пластин вмиг покроются сульфатами свинца, отчего снизится емкость батареи со всеми вытекающими. В общем-то, здесь эта проблема не так актуальна, как у необслуживаемых EFB и AGM.
  • Цена. Гибридные АКБ заполнили весь бюджетный сегмент. Различия в стоимости предопределяет бренд, технологии производства и процент вредных примесей в составе пластин, ускоряющих саморазряд.

рейтинг фирм аккумуляторов для автомобиля
Слабые стороны справедливо выделять, держа в фокусе общие недостатки автомобильных аккумуляторных батарей. Глубокого разряда боятся все без исключения. Чем отличается гибрид от прогрессивных делегатов, так это хорошо известной картиной мутного электролита, когда осыпается активная масса с пластин, а также раздутыми ребрами вследствие замерзания электролитической жидкости.

Кому можно рекомендовать этот вид батарей, так это всем авто без крупных электропотребителей. Это практически все машины масс-маркета, не оснащенные системой старт-стоп. На простых легковушках качественные гибридные АКБ при должном уходе служат до 7-8 лет.

EFB

Некогда революционная технология обволакивания пластин пленкой из полиэстера предвещала приумножение ресурса обычного свинцово-кислотного аккумулятора чуть ли не в два раза. Позже отзывы показали, что EFB-батареи служат от силы на год дольше гибридного аналога, а в ряде случаев срок службы и вовсе одинаков.

Итак, EFB – это тот же гибрид, пластины которого окутаны конвертами. Что это даёт? Намазка не осыпается с электродов на дно банки, а собирается внутри конверта. Итого одной проблемой меньше – осыпанная масса не замыкает банку, а значит, батарея может выдержать большее количество разрядов. Однако есть одно «но»: ёмкость падает пропорционально отслоению намазки – вот и вердикт в виде одного года преимущества над простой версией Sb/Ca.
какой аккумулятор лучше для автомобиля
Главный минус – все представители поголовно не имеют доступа к банкам. То есть, добавить водички не получится. Я не беру во внимание опыт домоседов, вскрывающих необслуживаемый EFB варварскими способами ради добавления дистиллированной воды. А доливать придется, особенно если используются фирменные зарядные устройства автоматического типа, которые кроме как кипятильниками никак и не назовешь.

Кому рекомендованы АКБ EFB? Учитывая, что для их производства используются более качественные материалы, эти источники питания чуточку быстрее воспринимают заряд и немного медленнее разряжаются. От этого они лучше себя чувствуют на автомобилях с системой Start-Stop. На обычные машины тоже сойдёт, но переплата неоправдана. Мое мнение таково: в конечном счёте, EFB вытеснят гибриды и вопрос выбора закроется сам собой, правда, не в лучшую сторону.

 

AGM

Технологию абсорбирования электролита в автомобильный мир привела компания Gates Rubber Company. Громкое в сегменте расходных материалов (ремни ГРМ, генератора…) имя конторы, не помешало запатентовать конструкцию АКБ на основе стекловолоконных матов, пропитанных электролитической жидкостью. Главная особенность, которой так любят аранжировать маркетологи – отсутствие жидкого электролита.

Вокруг AGM-батарей столько всего раздуто, что кажется недостаткам нет и места. Между тем, почитайте форумы – при неразумном уходе они кончаются за те же 3-4 года, что и обычные гибриды. Мало кто говорит о том, как важно иметь уравновешенное зарядное устройство для этого типа аккумуляторов. И дело далеко не ограничивается наличием специальной аббревиатуры на корпусе, поскольку лишь единицы соответствуют представлению о безопасной циклике заряда АГМовской продукции.
выбираем аккумулятор для автомобиля
К чему все это? АКБ с абсорбированным электролитом, как и EFB, являются необслуживаемыми, а значит, их крайне нежелательно кипятить. Вскрытие показывает, что львиная доля этих источников питания выходит из строя именно по причине высыхания матов. Отсюда два замечания в адрес покупателя:

  • Если напряжение, которое выдает генератор, плавает и выходит за пределы 14,4 В, то не рассчитывайте на продолжительный срок службы.
  • Если в придачу вы купите какой-нибудь прогрессивный автоматический зарядник с функцией хранения (скажем, Bosch C7 или что-то из СТЕКа и ему подобных), то убьете батарею в рекордно короткий срок.

В остальном же AGM хороши. Ее не раздует в мороз, а токи и емкость при одинаковых с гибридами и EFB габаритами заметно выше (примерно на 30%). Прирост в электротехнических характеристиках объясняется низким внутренним сопротивлением, которого удалось добиться именно из-за использования стекловолокна. От этого еще и прием заряда происходит ощутимо быстрее.

Источники питания с абсорбированным электролитом я бы рекомендовал всем, у кого крупная энергонагрузка в виде нештатной аудиосистемы и различного рода подогревов. Для дизельного двигателя это тоже хорошая альтернатива. Но не пренебрегайте теми двумя замечаниями: с бортовой электрикой должно быть все в порядке, а зарядное устройство – иметь все необходимые настройки для того, чтобы электролит на финальной стадии не кипел.

Важно! Если был установлен AGM, то в качестве замены необходимо рассматривать только батареи этого класса.

 

Кому отдать предпочтение: рейтинг фирм аккумуляторов для автомобилей

Не люблю абстрактные топы по одной причине: они не дают четкого понимания, что конкретно покупать. С другой стороны, информация о производителе батареи часто является первой после показаний вольтметра. Поэтому, попытаюсь увязать тесты топовых издательств (За рулем, Автостат…) с общим отношением российского потребителя и автопроизводителей к конкретной марке.

О зарубежных представителях

Примерно треть продаж аккумуляторных изделий приходится на продукцию иностранного производства. В мае 2019 года агентство Автостат рассказало, какие бренды родом из-за границы россияне готовы рекомендовать знакомым и друзьям:

  • Bosch.
  • Topla.
  • Varta.
  • Mutlu.
  • Exide.

С общественным мнением определились. А что говорят тесты? Открываем последнюю экспертизу АКБ «За рулем», и что мы видим: немцы в лице компании Johnson Controls, а ей, напомню, принадлежат бренды Bosch и Varta, устойчиво перемещаются вниз. В 2018 году гибрид Varta Black Dynamic занял последнее место, провалив запуск в тридцатиградусный мороз, будучи заведомо бодрым. Мало того, резервная емкость и ток холодного пуска – самые низкие по меркам бюджетного класса. Годом ранее родственник Bosch S4 тоже не отличился среди конкурентов, заняв скромную седьмую ступеньку в рейтинге аккумуляторов для автомобилей.
лучшие производители аккумуляторов для автомобилей
Крайний раз в ТОП-3 была представлена Varta, и было это ровно 5 лет назад – в 2014 году. Сейчас цена немецкому имени выставлена вроде бы приемлемая – около 5 000 рублей, но результат далек от конкурентов. Многие связывают эту ситуацию с китайской сборкой, которая и началась примерно 6-7 лет назад.

Что же касается Topla и Mutlu, то тут возражения ни к чему: места заняты справедливо. Словенский бренд уверенно теснит конкурентов высшей ценовой категории на протяжении последних 2-3 лет по объемам продаж. Согласно результатам суровых испытаний «За рулём», аккумуляторы из Словении стабильно занимают 3-5 строчки рейтинга. Эти же позиции из года в год остаются за турецкими АКБ Mutlu, которые, к слову, тоже наращивают объемы продаж в нынешний кризисный период.
лучшие производители аккумуляторов для автомобилей
За что любят турецкие и словенские аккумуляторы? Официальная версия – за отличное отношение цены и качества. Меня, как технического специалиста, эта фраза не устраивает, поэтому открываю тесты и отзывы с целью пролить свет на секрет успеха продаж. И вот она суть:

  • Хорошая резервная ёмкость. По факту чуть меньше верхней планки по бюджетному сегменту, которую задают малоизвестные батареи корейского происхождения American SMF 48-770 Premium Battery.
  • Высокий ток холодного пуска, который батарея может выдать при -18°C. В рамках класса эти аккумуляторы занимают первые места по пиковому амперажу.
  • Добротный ресурс. Согласно отзывам, ухоженные источники питания бегают около 6-7 лет.
  • Цена. Если Mutlu продаются по стоимости чуть выше средней, то ценник на Topla практически не отличается от хороших бюджетных моделей отечественного производства.

Что мешает словенским и турецким изделиям взобраться на пьедестал? Опять же смотрим тесты и читаем отзывы. Экспертизы в один глас твердят, что у этих АКБ единый минус – проблема с токоотдачей на морозе. Например, в крайнем исследовании «За рулем» братский TAB и Mutlu не сдюжили испытание по приведенной энергии пуска единым током при -29°C. Стартерный ток в 300-400 А испытуемые держали менее 30 секунд, после чего напряжение уходило на 6 В. Стало быть на севере таким батареям тяжко, о чем и твердят автомобилисты.

 

Российские аккумуляторные батареи

Согласно тем же исследованиям агентства Автостат, в топ отечественных АКБ входят:

  • Тюменский медведь.
  • Зверь.
  • Tyumen Battery.
  • Titan.
  • АКОМ.

По личному опыту скажу, что качество многих автомобильных источников питания российского происхождения пока оставляет желать лучшего. По большому счету порадовать могут разве что детища Тюменского аккумуляторного завода (Tyumen Battery) и ЗАО МПКФ «Алькор» (Тюменский медведь).

Лично у меня стоит Tyumen Battery серии Standart. Батарея отлично ходит уже третий год, и сдаваться не думает. Вместе с тем есть и отрицательный опыт, позволяющий утверждать, что эти аккумуляторы трепетны к обслуживанию. Мой знакомый, Дмитрий Д., покупал той же осенью 2016 года изделие Тюменского аккумуляторного завода из линейки Premium. Зарядкой пренебрегает, ездит мало, режим хранения – круглогодичная стоянка на улице. АКБ вышел из строя в середине второй зимы. Вердикт был такой – помутнение электролита в одной из банок, восстановлению не подлежит. Мой «стандарт» обслуживается как следует и хранится в щадящих условиях – вот и результат на лицо.
рейтинг аккумуляторов для дизельных автомобилей
Спрос на Tyumen Battery, необходимо признать, особенный. В мелких городках районного значения купить тюменскую батарею трудно, особенно с приходом осенних холодов. Ввиду низкой цены и стабильности всех характеристик, что лишний раз подтверждает «За рулем», эта продукция разлетается, как «горячие пирожки».

Такая тенденция в спросе сложилась после многих неудач, когда потребители слепо верили в превосходство Bosch и Varta. Они умирали после второй-третьей зимы, и мало кто горел желанием покупать в очередной раз что-то дорогостоящее. Во второй раз брали самое дешевое, а это Tyumen Battery. Спустя время возникало удивление, что при столь низкой стоимости, батареи неплохо крутят в тридцатиградусный мороз даже на третью зиму. Естественно, такие изделия были с чистой совестью отрекомендованы друзьям и знакомым. И по сей день в автомобильных сетях множатся советы именно на эти АКБ.
рейтинг российских фирм-производителей аккумуляторов для автомобиля
Что же касается Тюменских медведей, то они не хуже изделий с желтым лосем на этикетке. Судя по форумам, эти батареи покупают первыми в случае отсутствия Tyumen Battery. Единственный фактор, который сдерживает спрос на изделия Алькора – цена, сопоставимая с зарубежными конкурентами. К слову, Тюменский медведь – в одной ценовой категории с Topla и Mutlu. И надо признать, что на международном уровне он в хвосте ввиду большого количества то ли подделок, то ли брака. Даже эксперты журнала «За рулём» наткнулись на Тюменского медведя ненадлежащего качества.

Что точно не стоит брать, так это АКОМ. Если Зверь и Титан ещё как-то отхаживают три зимы, то акомовская продукция сдается примерно в середине второй зимы. Недовольство этими батареями приобрело массовый характер, поскольку даже поставляемые на конвейера модели, не отличаются надёжностью.

Что по факту: как проверить автомобильную аккумуляторную батарею при покупке в магазине

Закрыть вопрос о лучшем для вашей машины аккумуляторе только брендом и видом совершенно неграмотно. Например, вам могут подсунуть тот же Topla годичной давности, и он вряд ли прослужит 7 лет. Марка известная, качество, что говорится, на уровне – к чему сомнения.

 


Поясняю. Любая батарея саморазряжается. Какая-то в большей мере, какая-то в меньшей мере – все зависит от техники производства и используемых материалов. Суть в том, что через 6 месяцев простоя даже самую навороченную АКБ необходимо подзарядить. Продавцы в этом вопросе чаще отдают предпочтение одному из двух вариантов:

  1. Не ставят на зарядку вовсе, полагаясь на некомпетентность покупателя.
  2. Используют так называемую ускоренную подзарядку. Большие токи кратковременно повышают плотность электролита, а, следовательно, и напряжение. Все вроде бы в порядке, но на самом деле кристаллы сульфатов свинца покрупнее не успевают раствориться, а значит, ёмкость будет отличаться от заявленной в меньшую сторону. Чтобы вернуть батарее былую прыть, потребуется продвинутая подзарядка – с режимом десульфатации.

Итого, если не хотите сюрпризов, не рассматривайте аккумуляторы, которым исполнилось более 0,5 года с даты выпуска. Свежие изделия обязательно тестируйте вольтметром. Нагрузочная вилка на роль диагностического прибора не подходит по следующим причинам:

  • Нет единого стандарта, регламентирующего нагрузочный ток, который развивает прибор. Это может быть 80-250 А, а значит, и напряжение под нагрузкой у заряженного АКБ будет разным.
  • Нет общей таблицы, увязывающей ампераж, напряжение источника питания и емкость. Даже если ток нагрузки вам известен, то это еще ничего не дает. У изделий различной емкости напряжение проседает неодинаково.

какой гибридный аккумулятор лучше для автомобиля
С вольтметром все предельно просто. Разность потенциалов нормально разомкнутой цепи не должна быть ниже 12,65 В. В идеале – 12,7 В. Имейте в виду, что цифры меняются следом за температурой. Упомянутые значения актуальны для микроклимата +20…+25°C. Скажем, при 0°C 100% заряду будет соответствовать 12,8 В.

Ну и наконец, не пренебрегайте культовыми правилами:

  • Учитывайте размеры корпуса будущей батареи. Она должна свободно умещаться в специально отведенной нише.
  • Полярность должна совпадать. Я не будут говорить про прямую и обратную схему расположения полюсов. Скажу так: посмотрите, как расположены клеммы по отношению к новой модели – минусовая клемма не должна занимать место плюсовой, и наоборот.
  • Емкость побольше. Не верьте страшилкам, что аккумулятор с большим количеством A*h будет постоянно недозаряжен. Батарея возьмет от генератора столько, сколько ей нужно.
  • Глазок ни к чему. Если стоит выбор между корпусом с крышечками и необслуживаемой версией с глазком, смело берите обслуживаемый вариант. Во-первых, цветовой индикатор показывает состояние дел по одной банке. Во-вторых, делает это настолько неточно, что при желтом цвете уже можно не завестись.

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *